Это был самый массовый «химик» в рядах Красной Армии: он разил огнем

Это был самый массовый «химик» в рядах Красной Армии: он разил огнем
16:00, 10 Май.

80 лет Великой Победе! В этом году мы отмечаем 80-летие Победы, завоеванной благодаря мужеству народов СССР – десятков миллионов людей! Редакция «За рулем» поздравляет всех с этим великим праздником. И, конечно, нельзя забывать, что огромную роль в победе сыграла техника.

В особой серии статей мы рассказываем о гражданских и специальных автомобилях военных лет. Мечем огнем В музее военной истории в подмосковном Падиково есть единственный сохранившийся химический (огнеметный) танк ХТ‑26.

Он же БХМ‑3, боевая химическая машина, сделанная на базе легкого танка Т‑26, который приняли на вооружение Красной Армии в 1931 году как аналог британского Виккерса. Разработкой БХМ‑3 руководило Военно-химическое управление РККА, а исполнителями были ленинградские КБ‑2 завода № 174 и СКБ‑3 завода Компрессор.

Кроме огнемета на борту были распылители отравляющих веществ и приборы дымового пуска – поэтому танк и назывался не огнеметным, а химическим. Огнеметная установка КС‑2 имела скромную дальность «стрельбы» – даже при попутном ветре огнесмесь летела в лучшем случае на 47 метров, а при боковом – всего на 30 метров.

То есть для поражения нужно было подойти вплотную к цели, что при защите танка лишь противопульной броней было очень опасно.

Отравляющие вещества распылялись не только из башни, но и через прибор дымового пуска на корме. Хотя в первую очередь он предназначался для создания дымовой завесы. Первое боевое применение ХТ‑26 состоялось в 1939 году в Монголии на реке Халхин-Гол, где советско-монгольские войска разгромили японцев.

Воевали ХТ‑26 и во время советско-финской войны 1939–1940 годов. На начало Великой Отечественной это были самые массовые «химики» в рядах РККА. Больше всего их было в мехбригадах, дислоцированных в Московском и Ленинградском военных округах.

Но почти все были уничтожены летом-осенью 1941 года. Находящаяся сейчас в Подмосковье машина собрана из фрагментов нескольких танков. Но при этом ее удалось восстановить с оригинальными агрегатами и в полностью комплектном виде.

История первого в СССР серийного полноприводного бронеавтомобиля БА‑64 тут.

Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.