80 лет Великой Победе! В этом году мы отмечаем 80-летие Победы, завоеванной благодаря мужеству народов СССР – десятков миллионов людей! Редакция «За рулем» поздравляет всех с этим великим праздником! И, конечно, нельзя забывать, что огромную роль в победе сыграла техника.
В особой серии статей мы рассказываем о гражданских и специальных автомобилях военных лет. Наш очередной материал – про автомобили, ввозимые в СССР по ленд-лизу. За годы Великой Отечественной войны советский автопром выпустил около 240 тысяч автомобилей.
Еще около 500 тысяч машин в СССР пришли по договору ленд-лиза, в основном из США. Среди них были самые разные модели – от легковушек до тяжелых грузовиков. Автомобили по ленд-лизу для командного состава Самый массовым командирским автомобилем Красной Армии стал легендарный теперь Willys MB.
В СССР привезли примерно 50 тысяч легковых американских внедорожников. Они очень нравилась фронтовым водителям, которые с теплотой вспоминали Виллисы и через много лет после Победы.
Благодаря 60-сильному двигателю рабочим объемом 2,2 л Willys отличала отменная динамика. Гидравлические тормоза были очень эффективны. Удобство управления обеспечивала трехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и третьей.
В раздатке была понижающая передача. А еще Willys отличался надежностью. Помимо Виллисов в Союз шли их копии по имени Ford GPW. На базе этой модели в США выпускали и небольшие амфибии Ford GPA. На суше такая машина развивала 104 км/ч, на воде – 8 км/ч.
Около 3200 легких амфибий тоже служили в Красной Армии. Следующим по классу после Виллиса был тоже массовый грузопассажирский Dodge серии WC. В СССР такие машины называли «Додж три четверти» – за грузоподъемность 750 кг (три четверти тонны).
Автомобили этого семейства выпускали во множестве модификаций с 6-цилиндровыми двигателями объемом 3,8 л мощностью 79-99 л.с. Dodge оснащали и разными кузовами, в том числе делали цельнометаллические универсалы – в основном для санитарной службы.
Но самыми массовыми в Союзе из примерно 20-25 тысяч завезенных Dodge серии WC были грузопассажирские автомобили версии WC51 с брезентовой крышей и продольными лавками в кузове. Были в Красной Армии и, условно говоря, генеральские Dodge WC55 с легковой планировкой кузова, с брезентовой крышей и без дверей.
На таких внедорожниках чаще всего возили военачальников высокого ранга. Интересно, что в СССР встречались и Доджи с закрытыми кузовами советского изготовления.
Подобные машины с фанерным кузовом делал, в частности, московский завод «Аремкуз». ЗИС тоже разработал и изготавливал оригинальный командирский вариант Dodge WC. Автомобили по ленд-лизу для рядовых и сержантов Американские автомобили перегоняли в СССР своим ходом через Иран, везли морем на кораблях.
Часть машин привозили в Союз в ящиках, в виде машинокомплектов для сборки. В частности, сборкой ленд-лизовских автомобилей занимался ГАЗ, где специально создали цех иностранных автомобилей (ЦИМ).
В нем с 1941 до 1945 годы собрали 46 750 американских и английских машин. В том числе самых массовых в Красной Армии моделей. Таким был знаменитый Студер, он же Studebaker US6. В Союз поставляли как полноприводные машины, так и версию с колесной формулой 6×4.
Всего к нам завезли 200-220 тысяч готовых грузовиков и комплектов для сборки. Официальная грузоподъемность Studebaker была 2500 кг, но руководство по эксплуатации, изданное в СССР, для дорог с твердым покрытием разрешало загрузку до 4000 кг.
Американский рядный 6-цилиндровый двигатель развивал около 87 л.с. (93 л.с. по SAE). Автомобили оснащали 5-ступенчатой коробкой передач, полноприводные модификации – раздаткой с понижающей передачей.
В основном, в Красной Армии служили бортовые грузовики. На шасси Студеров ставили и гвардейские минометы – «Катюши». Седельных тягачей Studebaker в СССР было совсем немного. В Горьком собирали и грузовики Chevrolet семейства G 7100. По грузоподъемности (1500 кг) эта машина была аналогом нашей полуторки ГАЗ-АА.
Но Chevrolet был гораздо современнее, а главное – он был полноприводным. Шестицилиндровый мотор развивал 83 л.с. В СССР служили около 48 тысяч таких грузовиков. В Союзе по ленд-лизу завозили не только машины, созданные специально для армии, но и гражданские грузовики.
В частности, Ford G8T. Этот автомобиль иногда называли Ford 6. Грузовик имел официальную грузоподъемность 2000 кг. Двигатель V8 развивал 90 л.с. Таких машин в СССР поставили около 60 тысяч.
Довольно редким в Красной Армии грузовиком был GMC CCKW, который американские солдаты прозвали Jimmy. Большую часть таких грузовиков использовали во время высадки в Нормандии. По классу трехосные GMC (полноприводные или с приводом лишь на задние оси) были прямыми аналогами Studebaker US6.
Машины грузоподъемностью 2500 кг оснащали шестицилиндровым двигателем мощностью 90 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, а полноприводную модификацию – и понижающей передачей.
Но GMC в Красной Армии было всего около 7 тысяч штук. Тяжеловесы по ленд-лизу Куда менее массовыми, чем Dodge, Studebaker, Chevrolet и Ford, и поэтому менее известными в Союзе были американские тяжелые грузовики. Аналогов машинам этого класса советская промышленность до Великой Отечественной войны практически не делала.
Ярославский завод изготовил лишь менее трехсот автомобилей ЯГ-10 грузоподъемностью 8000 кг и с американскими 93-сильными двигателями Hercules.
По договору ленд-лиза в СССР завезли около пятисот тягачей Diamond T980. Автомобиль буксировал прицепы массой до 10 000 кг и был способен служить эвакуатором неисправных танков. Дизельный двигатель рабочим объемом 11 л развивал 150 л.с. Около 150 грузовиков Diamond с 1944 по 1948 годы работали в Магаданской области.
С эксплуатации их сняли в 1948 году из-за износа и отсутствия запчастей. Аналогом Diamond был американский Mack серии NR. На машинах грузоподъемностью 10 000 кг стоял шестицилиндровый дизель, развивающий 131 л.
с. Всего в 1943-1945 годах в нашу страну завезли более 900 таких грузовиков. Именно тяжелые американские Diamond и Mack послужили основой для создания ярославских грузовиков ЯАЗ, выпуск которых начали вскоре после Победы.
После Великой Отечественной войны многие американские автомобили остались в СССР и продолжали работать. Немало Виллисов оказались в личной собственности, и поэтому оставались на ходу десятилетиями. Даже некоторые грузовики, работающие на государственных предприятиях, в руках особо аккуратных шоферов ходили вплоть до начала 1970-х годов.
Немало ленд-лизовских автомобилей сохранилось и до наших дней. Некоторые по праву занимают почетные места в музеях рядом с советскими автомобилями-однополчанами.
Иные – старательно отреставрированы и даже на ходу, что еще интереснее. Какую роль сыграл ленд-лиз — реальные цифры и их соотношение: эксперт Крючков оценил помощь западных союзников Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны.
Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.