Что вы будете делать, если собирётесь на прогулку? Но не в парк, а в открытый космос. Температура за бортом то -150°C, то +120°C. Воздуха нет. Радиация. И да, вам нужно там провести часов десять, при этом прикручивать солнечные батареи или чинить двигатели.
В такой ситуации ваш лучший друг — это скафандр. И вот на МКС как раз доставили новинку — «Орлан-МКС» №6. Что в нём особенного? 2 марта 2025 года грузовик «Прогресс МС-30» пристыковался к МКС. Внутри — 2,5 тонны грузов: от вкусняшек до научных экспериментов с названиями в духе «Биодеградация» (похоже на название для рок-группы).
Но главное — новый скафандр «Орлан-МКС №6». Почему это хорошо? Потому что старые скафандры №4 и №5 уже отработали свой срок и их пора обновлять. Кстати, третий скафандр сгорел еще в 2016-м — грузовик тогда взорвался при запуске.
Так что, новый «Орлан» — это не просто апгрейд, а возвращение к полноценному «космическому гардеробу». Теперь можно выходить в открытый космос парами и не переживать, что один скафандр внезапно выйдет из строя.
От «Беркутов» до «Орланов» Так вышло, что наши скафандры носят птичьи имена. Первый из них — «Беркут» — в 1965 году надел Алексей Леонов для легендарного выхода в открытый космос. Потом были ещё «Ястреб» (для Луны) и «Сокол» (полётный).
Но история «Орлана» началась с. провала. Советской лунной программы. В 1960-х инженеры НПП «Звезда» ломали голову: какой скафандр подойдёт для Луны? Было предложено два варианта: классический мягкий (как у «Беркута») или революционный полужёсткий, где ранец встроен в корпус.
Выбрали второе — так в 1969 году родился «Кречет». Он прошёл все испытания, но на Луну так и не полетел — программу свернули. Но технологии не пропали даром. Когда СССР начал строить орбитальные станции «Салют», внезапно выяснилось: старые «Беркуты» и «Ястребы» неудобны.
Их приходилось шить под каждого космонавта и запускать с Земли — а ведь грузовые корабли не резиновые. И тут вспомнили про «Кречет». Его полужёсткий корпус стал основой для «Орлана» — первого скафандра орбитального базирования.
Теперь космонавты могли регулировать размер: подходил любой рост от 165 до 190 см. Индивидуальными остались только перчатки — их привозили с собой. 20 декабря 1977 года «Орлан» дебютировал в открытом космосе: Георгий Гречко и Юрий Романенко вышли из «Салюта-6» в этих скафандрах.
С тех пор название стало легендой. А аббревиатура МКС добавилась позже, она расшифровывается просто: «модернизированный, компьютеризированный, синтетический».
У каждого есть свой серийный номер — №4, №5, №6. Инновации внутри и снаружи Шестой «Орлан» оснащён суперсовременной внутренней герметичной оболочкой из высокотехнологичной ткани, которая способна выдерживать экстремальные условия космоса.
Но самое интересное — это система автоматического климат-контроля, которая регулирует температуру так же, как кондиционер в салоне авто, учитывая нагрузку, температуру тела космонавта и даже уровень кислорода в системе.
Что же выделяет модель №6 среди своих предшественников? Прежде всего — отечественный ЖК-дисплей, на котором высвечиваются все данные: от температуры до давления, от состояния герметичности до уровня заряда всех систем. Теперь тестирование скафандра по 50 параметрам занимает всего полминуты, а если что-то идёт не так, тут же срабатывает звуковой сигнал и на дисплее появляется тревожное сообщение.
И кстати, чтобы надеть «Орлан», не нужно втискиваться в него, как в узкие джинсы.
Космонавты заходят через заднюю дверь — как в мини-подлодку. Потом люк закрывается, и вуаля: вы готовы к выходу в открытый космос. Чего хотят космонавты? Скафандры Орлан — это по сути мини-дом и корабль для открытого космоса в одном. И хотя их надёжность уже не раз себя проявила за столько лет, всегда остаётся место для модернизации.
Например, Олег Кононенко, рекордсмен по времени в космосе (1111 суток!), хотел бы изменить форму кирасы скафандра. Сейчас рамка кирасы прямоугольная, но если сделать из неё трапецию, то так будет легче втискиваться в скафандр.
А ещё у всех разная длина рук. Например, у одного космонавта — как у баскетболиста, а у другого — как у панды. Хочется добавить сменные рукава, чтобы не болтались и не жали.
Ещё одна интересная мысль — интеграция видеокамер в шлем скафандра. Сейчас камеры крепят сбоку, и обзор от этого страдает. Поэтому было бы неплохо встроить объектив прямо в верхнюю часть самого шлема. Ну и самое эпичное предложение — добавить реактивную установку на случай, если космонавта отнесёт от станции.
Пока эту идею прорабатывают, но эксперты говорят, что опыта у нас хватает, и джетпаку — быть. И это уже не блажь, а требование безопасности. Но новый «Орлан-МКС №6» все равно нужен уже сейчас.
Во-первых, старые №4 и №5 уже на грани (всё-таки 20 выходов — не шутка). Правда, когда говорят, что у «Орланов» закончился ресурс, то это не значит, что они становятся ветошью. Это не кроссовки, которые рвутся через сезон.
Даже если скафандру стукнуло пять лет, его тестируют, ремонтируют и продлевают жизнь. Герметичность проверили? Системы в норме? Значит, можно лететь! Во-вторых, МКС пока не собираются топить — станцию хотят сохранить до 2030 года. Так что скоро (летом) привезут и №7, с ещё более продвинутым софтом.
А что дальше? Пока «Орланы» остаются главными скафандрами России для выходов в открытый космос. Но что будет, когда МКС затопят? Тут всё просто. Если станция всё же «умрёт» раньше срока, новые скафандры, возможно, полетят на Лунную станцию или в другие проекты.
Но пока «Орланы» будут жить столько, сколько нужно. Все скафандры постоянно модернизируются. Даже полётные — они существенно отличаются от скафандров для работы в открытом космосе).
Кто-то может вспомнить футуристичные костюмы SpaceX: облегающие, блестящие, с хайповым дизайном. Но космонавты, которые их примеряли, говорят, что наш «Сокол» удобнее. В нём можно шевелить пальцами, как в перчатках велосипедиста, а у Маска — как в варежках.
Кстати, у условиях космоса скафандр Спейсов раздуло (ребёр жесткости-то нет). Астронавт Айзекман словно оказался внутри накачанной шины. На кадрах с орбиты хорошо видно, как трудно ему даже просто разогнуть руку в локте.
Вот и получается, что «Сокол» — как вторая кожа: не давит и не тянет, а «Орлан» — как бронированный внедорожник: выдерживает всё, от солнечных вспышек до микрометеоритов. Так что в следующий раз, когда будете рассматривать фото космонавта в нашем скафандре, стоит вспомнить, всё это — 50 лет инженерной мысли, тонны тестов и мечта о том, чтобы за пределами Земли нам было так же уютно, как дома.
А если нет — всегда можно включить климат-контроль.
Рубрика: Наука и Hi-Tech. Читать весь текст на www.ferra.ru.