Жигули с секретами — самые редкие автомобили ВАЗ

Жигули с секретами — самые редкие автомобили ВАЗ
22:00, 20 Апр.

Автомобиль не должен отличаться от обычного В милиции ВАЗ-2101 работали уже с начала 1970-х годов. Их знали все, поскольку такие автомобили отличали специальная желто-синяя окраска, сигнальные фонари и громкоговорители на крыше.

В основном в милиции использовали «копейки». Но некоторые из них – ВАЗ-21016 оснащали двигателями ВАЗ-21011 рабочим объемом 1,3 л мощностью 69 л.с. Уже в постсоветские времена тольяттинская фирма Lada Engineering создала «шестерку» для милиции, у которой тогда было еще мало иномарок.

На автомобиль поставили мотор 1,8 литра с относительно небольшой для сохранения ресурса форсировкой – 110 л.с. Максимальная скорость практически не увеличилась: около 150 км/ч.

Но разгон заметно улучшился – 13 секунд до 100 км/ч – на 3 секунды быстрее, чем у стандартного ВАЗ-2106. История ВАЗ-21015 гораздо интереснее. Условие, выдвинутое заводу основными заказчиками – МВД и КГБ, сводилось к тому, что внешне автомобиль не должен отличаться от стандартной массовой «копейки».

На заводе проект спецавтомобиля обозначили «Тема Карат». На такие «копейки» устанавливали двигатели ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 л мощностью 78 л.

с. На первые два ВАЗ-21016 в 1975 году поставили еще предсерийные моторы. Машины оборудовали вторым бензобаком, заправочную горловину которого спрятали в багажнике. В салоне стоял тумблер переключения баков.

Сзади монтировали более жесткие пружины подвески от ВАЗ-2102. В салоне стояли и переключатели, которыми левые и правые фары и подфарники можно было включать в разных комбинациях. Так подавали знаки тем, кто их понимал.

На часть ВАЗ-21015 ставили второй аккумулятор. Секретные «копейки» делали партиями в десятки машин. В 1977 году собрали 50 автомобилей. В 1978 году – 75. С 1978 года выпускали модернизированные автомобили, отличающиеся, в частности, последовательным подсоединением топливных баков.

В товарную статистику ВАЗ-21015 не входили, официально числились обычными «копейками». Есть сведения, что ВАЗ-21015 отправляли даже в соцстраны.

Естественно в распоряжение соответствующих организаций. Жигули в иностранных спецслужбах Жигули служили в полициях многих социалистических стран. Причем не только в тех, где не производили собственные пригодные для этого автомобили, скажем в Венгрии и на Кубе.

Тольяттинские машины работали, например, и в Чехословакии. А особенно много их было в ГДР. Хотя там полиция использовала и собственные аналоги – Wartburg.

В полиции Восточной Германии работали Жигули самых разных моделей. Технически они не отличались от серийных, но носили стандартную в ГДР бело-зеленую окраску и были оснащены спецсигналами. В ГДР служили и иные, куда менее известные специальные Жигули.

Немецкие знатоки утверждают, что 99% темно-синих Лад классической компоновки, встречающихся в ГДР, были приписаны к службе безопасности Штази. В основном, это были ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106, но встречались и универсалы – «четверки».

Большинство таких машин внешне ничем не отличались от стандартных. Но те, что ездили в качестве автомобилей сопровождения правительственных кортежей, оборудовали дополнительными фарами, в том числе иногда и боковой фарой-искателем и спецсигналами на крыше.

Такие машины и сегодня изредка «всплывают» на вторичном рынке Германии. Роторные Жигули Именно советские спецслужбы обеспечили ВАЗ заказами на автомобили с роторно-поршневыми двигателями.

Не будь этих заказов, скорее всего, подобные машины никогда не стали бы мелкосерйными. В 1976 году начались работы над ВАЗ-21018, который представлял из себя ВАЗ-21011 с односекционным роторным мотором ВАЗ-311 приведенным объемом 1,3 л мощностью 70 л.

с. Первые товарные автомобили в количестве 51 штуки собрали в 1978 году. Главными потребителями таких «копеек» стали МВД, в том числе ГАИ, и КГБ.

Внешне автомобили ничем не отличались от стандартных. В 1980 году сделали первую партию ВАЗ-21019 с кузовом ВАЗ-21011 и двигателем ВАЗ-411. Двухсекционный мотор приведенным объемом 2,6 л развивал уже 120 л.

с. О роторных машинах тогда мало кто знал. Пресса о них не писала. В розничную торговую сеть такие автомобили не поступали. Правда, по распоряжению Совета министров их можно было продавать сотрудникам завода. Но частных машин было всего около пятидесяти.

Развитием этого проекта стали ВАЗ-21059 и ВАЗ-21079. Первую промышленную партию «пятерок» со 120-сильными моторами собрали в июле 1986 года. Позднее появились и аналогичные «семерки».

Но на ВАЗ-21079 стоял уже модернизированный двухсекционный мотор объемом 2,6 л и мощностью 140 л.с. при 6000 об/мин. Максимальный момент – 186 Нм двигатель выдавал на 4000-4500 об/мин. Вместе с двигателями устанавливались пятиступенчатые коробки передач.

Семерки оснащали двумя бензобаками и дублированной цифровой системой зажигания. На консоли под панелью приборов стояли тумблеры переключения подачи топлива и включения резервного зажигания.

С ним ездить можно было со скоростью не более 80 км/ч и не дольше 30 часов. Автомобиль снаряженной массой 1100 кг достигал скорости 180 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 9 секунд. Если не брать в расчет легковые автомобили ЗИЛ, которые делали в мизерных количествах, ВАЗ-21079 стал самым быстрым серийным советским автомобилем тех лет.

По динамике «семерка» оказалась вполне сравнима с большинством ровесников-иномарок.

Создатели роторных Жигулей вспоминали много положительных, а иногда и восторженных отзывов о секретных тольяттинских машинах от тех, кто на них ездил. На смену роторным Жигулям пришли аналогичные Самары. Но секретными они уже не были: купить их могли все желающие.

Что касается интереса спецслужб к отечественным автомобилям, то он постепенно сошел на нет. Ну и кто у кого скопировал? ГАЗ‑13 Чайка, американский Buick Electra и французский Facel Vega – опубликованы неизвестные детали появления советского ГАЗ‐13 Чайка.

Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.