Кроссоверов с вариаторами на вторичке не так уж много – 14% от общего числа машин, которые считаются кроссоверами или внедорожниками. Большинство – сравнительно недорогие и массовые модели. У дорогих автомобилей наподобие Land Cruiser или Range Rover вариаторов нет.
А в ценовой группе «до 2 млн рублей» доля машин с вариаторами уже 19%. Средний их пробег – в районе 140 тысяч км. То есть, на подступах к отметке, на которой половина вариаторов требует переборки либо утилизации.
И цены на автомобили с такими пробегами и вариаторами подчас заманчивые. Два десятка моделей укладываются в 1 млн рублей, и это отнюдь не старые по возрасту машины – выбрасывать их точно рано. Есть ли смысл связываться с ними? Разберемся на конкретных примерах.
1. Москвич 3 Сразу бросается в глаза, что машин с механической коробкой за эти деньги нет – они дороже и стоят 1,2 млн рублей. Значит, дело именно в вариаторе. И очень похоже, что Москвич 3 с вариатором – неликвид, раз уж за два года теряет половину цены.
А это вариатор Punch VT3S, где буква S указывает на модернизированный вариант коробки, ведущей историю с 2009 года. Компания Punch Powertrain – формально бельгийская, принадлежит китайским владельцам, основное производство расположено в Китае.
У вариаторов Punch неплохая репутация, но сложилась она, в основном, по предыдущему VT2. Поздние версии VT3 изучены не полностью. Хотя известно о них многое, в том числе и то, что теоретически они могут служить 300 тысяч км, а в ремонт нередко приезжают при пробеге еще до 50 тысяч км.
Особенность конструкции – блок фрикционов вместо традиционного гидротрансформатора. В случаях ранних поломок виноват обычно не он, но он может быть в числе изношенных компонентов и потребует замены.
Основная симптоматика – шум и гул при разгоне. Основные виновники – подшипники валов. Похоже, попадаются бракованные. Нюанс обслуживания VT3 – необходимость периодической калибровки блока фрикционов.
Рабочую жидкость рекомендуют менять каждые 30 тысяч км или чаще. Справедливости ради, на многих Москвичах (и JAC JS4 на базе которого сделан Москвич) VT3 «уехали» за 100 тысяч км, и никаких проблем с ними не возникало.
Комбинация турбомотора и вариатора – это модно и экологично, но не про ресурс. В данном случае двигатель 1.5 особого недоверия не вызывает – впрыск распределенный. Риски же, связанные с вариатором, весьма велики.
2. Nissan Qashqai Гидроавтомат возможен только при дизельном двигателе – такое сочетание у нас официально не продавали. Кашкаев с «механикой» на рынке меньше одной трети. Все остальные – с вариатором Jatco JF015E (при моторе 1.
6) или Jatco JF011E (при моторе 2.0). Машин с пробегами до 100 тысяч км очень мало, и стоят они до 2 млн рублей. Из тех, что дешевле миллиона, можно подыскать экземпляр с пробегом в пределах 110-120 тысяч км.
Массовые CVT Jatco у нас изучены досконально, о них сказано всё. Резюмируя сказанное: JF015E и JF011E могут служить 220-270 тысяч км, но в большинстве случаев им это не удается. С «пятнадцатым» вариатором можно рассчитывать на 100-120 тысяч км безотказной работы, автомобиль с «одиннадцатым» вариатором проедет около 150 тысяч км, но даже эти скромные ожидания не всегда оправдываются.
Исходя из этого, стоит как следует подумать, выбирая Qashqai с вариатором и пробегом под 200 тысяч км.
Даже если вариатор еще жив, то вряд ли будет радовать долго. Другой разговор, если продавец может документально подтвердить замену или ремонт вариатора на том или ином пробеге. И помним, что помимо вариаторов у «первого» Кашкая есть другие недостатки: сыпучая ходовая часть, нежная рулевая рейка, а на возрастных машинах часты отказы электрики.
3. Mitsubishi ASX В один миллион рублей укладываются машины не моложе 11 лет (дорестайл или первый рестайл) с пробегами, в основном, 150-250 тысяч км.
С гидроавтоматами, как и у Кашкая, продавались только дизели, а их нам официально не поставляли. За индексами F1CJA и W1CJA скрываются модификации упомянутого Jatco JF011E.
При переднем приводе сотрудничает с мотором 1.8 (140 л.с.), при полном – с 2.0 (150 л.с.). Эти добротные атмосферные моторы с распределенным впрыском, не хуже ниссановских. С 2014 года на смену «одиннадцатому» вариатору пришел Jatco JF016E.
Он немного более живучий, но менее ремонтопригодный. Момент выхода из строя столь же непредсказуем. Уязвимое звено – технически сложный гидроблок. Производитель пожадничал, выбрав более дешевые в изготовлении соленоиды, которые на выходе имеют разные параметры.
Индивидуальные калибровки необходимо прописать в блоке управления, иначе вариатор будет работать некорректно. Некорректная работа ускоряет износ, а ремонт данного гидроблока невозможен – только замена.
У ASX, в противовес Кашкаю, очень живучая подвеска. И к надежности меньше вопросов. Но, к сожалению, не лучшая защита от коррозии – кузов сдается быстрее, чем ожидаешь от изделия уважаемого японского производителя.
4. Renault Kaptur Задорный молодцеватый кроссовер на превосходном шасси простоватого Дастера – отличная маркетинговая идея. На вторичке же Kaptur востребован заметно хуже Дастера, и половина предложений – версии с вариатором.
Версия со 150-сильным турбомотором, появилась только в 2020 году и стоит дороже миллиона. Дешевле – кроссовер с атмосферным 1.6 H4M (114 л.с.) в паре все с тем же самым Jatco JF015E. (Идентичное сочетание применяли на Ладах – Vesta и X-Ray).
Привод в этой комбинации только передний. Не совсем ясен практический смысл такой покупки – особенно при пробегах 100-150 тысяч км, когда перспектива чинить или заменять CVT не так далека. Добавив 100-200 тысяч рублей, можно рассчитывать на очень ресурсный мотор 2.
0 (143 л.с.) с гидроавтоматом DP8 и полным приводом. Автомат – не лучший в классе, но капремонт обычно назревает после 200 тысяч км. 5. Peugeot 4007 Технически это клон «второго» Mitsubishi Outlander, равно как и Citroen C-Crosser.
Но Пежо и Ситроены на вторичке стоят заметно дешевле японского аналога. Двигатели – атмосферники Mitsubishi. Для выбора имеем сочетания 2.0 (147 л.с.) с вариатором при переднем приводе или 2.
4 (170 л.с.) с вариатором при полном приводе. В обоих случаях CVT – Jatco JF011E. Этот вариатор наделен многими слабостями (степ-мотор, соленоиды, сальники, датчики, подшипники валов), быстро может растянуться цепь.
Но среди вариаторов Jatco считается самым жизнестойким и в ремонт до 100 тысяч км попадает редко. А вот после 150 тысяч – часто. При покупке 4007 или C-Crosser или Outlander с таким пробегом непременно надо держать в уме расходы на скорый ремонт.
Случаи, когда «одиннадцатый» без запинок преодолевает пробеги свыше 250 тысяч км, известны и описаны. Но такой результат, думается, достижим только у сверхзаботливых хозяев, которые идут на превентивные переборки агрегата, не дожидаясь гула, скрипов и аварийных режимов.
Выводы Покупка почти любой модели с почти любым вариатором при пробеге 150 тысяч км нерациональна, пока на рынке достаточно кроссоверов с гидроавтоматами – в среднем более жизнестойкими, чем CVT.
В пределах одного миллиона рублей при возрасте не старше 12-13 лет возможные варианты: Hyundai ix35 и Kia Sportage, Opel Mokka, Suzuki Vitara, Nissan Terrano, Chevrolet Captiva. Примерно с такими же пробегами.
Вариатор в возрасте – в большей степени «кот в мешке», чем гидроавтомат. Вероятность неисправностей при том же пробеге выше. На момент покупки обычно неизвестно реальное состояние CVT, а продавцы могут применять различные волшебные присадки, сглаживающие проявления недомоганий.
Адекватная же диагностика связана со вскрытием, которое почти наверняка покажет что-нибудь неприятное. Что будет с рынком автомобилей с пробегом в 2025 году? Прогноз экспертов.
Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.