
Госдума приняла закон, который фактически закрывает доступ к официальному такси для любых автомобилей, кроме нескольких локализованных моделей. Под новые критерии: 3200 баллов промышленной локализации либо действующий СПИК, заключенный после 1 марта 2022 года, – подходят лишь Веста, Гранта, Искра, Аура, Москвич 3 и Москвич 6, Xcite X-Cross 7 и Xcite X-Cross 8, электромобили Evolute.
 Вступление нормы отсрочено до 1 марта 2026 года (для Калининграда – до 2028 года, для Дальнего Востока – до 2030‑го), но логика законопроекта не изменилась: после наступления этих дат пополнить реестр такси автомобилями «не из списка» станет невозможно.
 Сколько нужно машин В ФГИС «Такси» числится чуть более 670 тысяч легковых автомобилей – столько машин официально работают по разрешениям.
 А максимальный срок эксплуатации автомобиля в такси составляет около пяти лет.
 В сутки машина с шашечками проезжает в среднем около 200 км. А еще такси – по-прежнему самый аварийный вид транспорта, в семь раз выше, чем обычные автомобили. То есть, ежегодно должны меняться на новые 134 тысячи машин просто для того, чтобы парк такси обновлялся из-за износа и аварий.
 Столь высокий спрос на новые автомобили должен подпитывать отечественных производителей и создавать рабочие места в России, а не в других странах.
 Именно это и является основной целью законопроекта. Но есть нюансы. Что хотят таксисты Требования таксистов к автомобилям Низкая цена Надежность Доступность автозапчастей Простота обслуживания Лизинговые условия (для таксопарков) Главный вопрос – финансовый.
 Не у всех есть 1,5 млн рублей на новую Весту, а кредиты по сегодняшним ставкам самозанятым таксистам недоступны.
 Специальные программы поддержки или прямого субсидирования для приобретения отечественных автомобилей в такси отсутствуют, таксисты вынуждены покупать машины «по рынку».
 И в условиях рыночной конкуренции многие водители предпочитают приобрести другой автомобиль – например, со скидкой. Останемся без машин? Значит ли сказанное, что в 2026 году агрегаторы оставят пассажиров без машин? Скорее наоборот: агрегаторы уже тестируют альтернативный подход – аренду автомобиля с водителем.
 Формально это прокат, регулируемый статьями 632–633 ГК РФ, а не такси. Пионером стала служба такси Максим (Maxim): клиент, как и раньше, вызывает поездку через приложение, но автоматически подписывает электронный договор аренды, а водитель в таком случае не обязан иметь разрешение такси и может работать на машине любой марки и модели.
 Единственное, что требуется от водителя, – стать индивидуальным предпринимателем.
 Серая аренда Механизм прост: агрегатор разделяет тарифы. В маленьком «золотом» сегменте остается официальное такси с приоритетом заказов и заниженной комиссией.
 Все основные категории – Эконом, Комфорт, Бизнес, Минивэн – переведут на схему аренды, где разрешения, цветографическая схема и прочие атрибуты закона № 580‑ФЗ больше не требуются.
 Для пассажира разница почти незаметна: интерфейс, цены и время подачи сохраняются, юридическая сущность поездки меняется, но никак не обременяет пассажира.
 В итоге массовый исход водителей в «серую аренду» становится вопросом времени. Без масштабной господдержки закупок локализованных машин легальное такси неизбежно сузится до нишевого рынка.
 Основной пассажирский поток уйдет в договоры аренды с экипажем – формально законные, но фактически не подконтрольные отраслевому регулированию. Ведь пассажиру важно не наличие разрешения, а возможность быстро и недорого доехать из точки A в точку Б.
 А водителю важно избежать бюрократических барьеров и сохранить доход. Законодатели ставили цель помочь отечественным автозаводам, а создали стимул для креативной реорганизации.
 Неужели изначально это было непонятно? О правилах, по которым автомобили будут официально допускаться к работе в такси, узнайте тут.
Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на www.zr.ru.